IT-DailyРежим архива
 
 
 

Вернуться на все новости от 30 апреля 2009 г.

Правительство, которого нет

Тема "Круглого стола по вопросам технологической совместимости информационных систем органов государственной власти", проведенного 22 апреля Высшей школой экономики при участии Microsoft, вполне закономерно сместилась в сторону проблем электронного правительства.

Владимир Рубанов: Электронное правительство должно делать правительство Тема Круглого стола по вопросам технологической совместимости информационных систем органов государственной власти, проведенного 22 апреля Высшей школой экономики при участии Microsoft, вполне закономерно сместилась в сторону проблем электронного правительства.

Составить представление о состоянии дел в этой области можно, зайдя на портал государственных услуг Общероссийский государственный информационный центр (www.ogic.ru). Почти два десятка из скромного перечня в 35 государственных услуг для населения, организаций и органов власти сопровождаются комментарием: Уважаемый заявитель! В настоящее время данная услуга предоставляться полностью в электронном виде не может в связи с отсутствием надлежащей нормативно-правовой базы. На ОГИЦ Вы можете заполнить разработанные в соответствии с законодательством формы заявлений, распечатать их и передать на обработку в уполномоченный орган.

На круглом столе было констатировано отсутствие архитектуры такого правительства, отсутствие ответственных за репозиторий, где хранились бы бизнес-модели и модели данных, отсутствие общего языка, актуальных баз данных, стимулов к взаимодействию и многих других необходимых вещей.

Портал ОГИЦ - лишь часть программно-технической инфраструктуры электронного правительства, которая размещена в НИИ Восход за тремя контурами физической безопасности и обеспечена 5 МВт электрической мощности. Наряду с информационным и удостоверяющим центрами, подсистемами аудита и идентификации, телекоммуникационной подсистемой, подсистемой управления административными регламентами инфраструктура содержит интеграционную шину для ведомственных информационных систем. Проблема в том, что интегрировать практически нечего.

Технологически мы ушли гораздо дальше, нежели административно, - заявил заместитель генерального директора НИИ Восход Сергей Купцов. - Непонятно, кто заказчик и каким образом заставить ведомства переводить даже самые простые свои услуги в электронный вид с использованием ОГИЦ или других компонентов.

Научный руководитель АНО Информэкспертиза Владимир Рубанов, который принимал участие в подготовке последней версии концепции электронного правительства, объяснил состояние дел так: Минэкономразвития отвечает за сервисы, классификаторы и остальные управленческие аспекты внедрения систем, а Минкомсвязи - за инфраструктуру. Однако ведомства не пришли к одной точке зрения, а Минкомсвязи оказалось не в состоянии выполнить весь проект целиком.

Отсутствие единой системы понятий и правил - один из проблемных аспектов интероперабельности, заявил проректор ВШЭ Андрей Клименко. При этом структура органов власти, добавил он, во многом формируется прежде всего исходя из потребностей ее высших эшелонов и в очень малой степени ориентирована на конечного потребителя. А возможность взаимодействия не обеспечена нормативной базой.

Если мы не научимся связывать системы на уровне языка, то на уровне технологии нам будет это сделать очень тяжело, - подчеркнул Рубанов. При изменении формата старые базы данных будут превращаться в кладбища данных.

НИИ Восход, по словам Купцова, готов был бы разместить у себя и репозиторий электронного правительства, и справочники и классификаторы, если бы нашелся кто-нибудь, кто отвечал бы за юридическую значимость этой информации.

Хотя большинство отмечали приоритет организационно-управленческих проблем над техническими, вопросы стандартизации стояли далеко не на последнем месте. Заведующий лабораторией исследований электронного правительства и электронного бизнеса Афинского технического университета Янис Чаралабидис заметил, что, если каждую пару информационных систем интегрировать между собой отдельно, на интеграцию уйдут века. А председатель Межостраслевого совета РСПП по стандартизации в сфере ИТ Сергей Головин заявил о неготовности отечественной системы стандартизации к быстрому и качественному увеличению состава стандартов. Участники дискуссии констатировали отсутствие прикладных стандартов по взаимодействию с государством, в частности неработоспособность национальной системы стандартов в целом, впрочем, как и системы научно-технической информации.

Конечно, электронное правительство делают не ведомства. Электронное правительство должно делать правительство, - заявил Рубанов. Он подчеркнул, что необходима интегрирующая платформа, выходящая на уровень межведомственного управления и межведомственной координации. Нужен центр компетенции, который занимался бы проектированием электронного правительства как некоей архитектуры. Участники дискуссии высказались за активное привлечение к этому процессу научных кадров и внимательный анализ международного опыта.

Тем временем проблемой электронного правительства озаботился и президент (см., например, Дмитрий Медведев одобрил план действий по созданию электронного правительства).

 



7 мая 20095 мая 20094 мая 2009
30 апреля 2009
28 апреля 200927 апреля 200924 апреля 200923 апреля 200922 апреля 200921 апреля 200920 апреля 2009