IT-DailyРежим архива
 
 
 

Вернуться на все новости от 21 мая 2009 г.

Четвертое измерение образования

Российские вузы продолжают объединяться в поиске эффективных путей применения новаторских средств обучения и научных исследований. Зимой с инициативой провести совместные исследования в части использования мэйнфреймов выступил МИИТ, а теперь Московским государственным лингвистическим университетом и компанией "Русский стиль" организован консорциум университетов России в сфере технологий виртуальной реальности и трехмерной визуализации.

Мариф Курбанов: Мы предлагаем другим вузам свои достижения Российские вузы продолжают объединяться в поиске эффективных путей применения новаторских средств обучения и научных исследований. Зимой с инициативой провести совместные исследования в части использования мэйнфреймов выступил МИИТ (см. Одного 'Большого железа' недостаточно, Computerworld Россия, № 43, 2008), а теперь Московским государственным лингвистическим университетом и компанией Русский стиль организован консорциум университетов России в сфере технологий виртуальной реальности и трехмерной визуализации. О создании консорциума было объявлено на конференции Технологии трехмерной визуализации в образовании, науке, культуре, бизнесе - перспективы применения, проведенной МГЛУ 18 мая.

В декабре в университете начала работать лаборатория трехмерного виртуального моделирования, оборудованная стереоскопической дисплейной системой Barco. Руководители вуза считают, что учебные курсы с использованием трехмерных интерактивных фильмов и ролевых игр позволят будущим специалистам эффективнее усваивать учебный материал благодаря погружению в виртуальную среду и стереоскопическому эффекту.

Конечно, это больше носит экспериментальный характер, но тем не менее мы уже планируем использовать данные разработки в ходе учебного процесса на курсах по юриспруденции, туризму, религии, - заявил Мариф Курбанов, проректор МГЛУ по инновациям и новым образовательным технологиям. На конференции демонстрировались анимационные стереофильмы по юриспруденции с элементами интерактивности, в ходе которых студенты присутствуют при осуществлении следственных действий и периодически должны принимать решение относительно дальнейшего порядка работы.

В фильмах не только интерьер, но и герои были смоделированы на компьютере. Курбанов пожаловался, что очень сложно создавать уроки с участием людей, потому что программ, моделирующих человеческие эмоции, почти нет, пластика и мимика искусственных персонажей не соответствуют тому, что они говорят и переживают. Для создания интерьеров, наоборот, возможностей очень много. Было бы целесообразнее снимать стереофильмы с участием живых актеров, помещая их в искусственные интерьеры, однако в МГЛУ до этого еще не дошли, несмотря на то что у вуза есть собственная киностудия. Впрочем, и полностью компьютерные видеоуроки МГЛУ вынужден заказывать специализированным организациям, потому что, как пояснил принимавший участие в проекте представитель Русского стиля, сейчас возможности университета по самостоятельному созданию учебных курсов с использованием компьютерной анимации серьезно ограничены.

Как использовать виртуальную реальность для подготовки переводчиков, специалистам МГЛУ пока неясно, но Курбанов убежден, что пилотные проекты в скором времени появятся.

Значительно проще найти применение системам трехмерного моделирования и визуализации в МИИТе, который также присоединился к консорциуму. Как пояснил заместитель директора института транспортой техники и организации производства МИИТа Владимир Карпычев, цифровые модели в ряде случаев могут заменить громоздкие и дорогостоящие учебные образцы машин и механизмов, тренажеры, а преподаватели института, хорошо знакомые с техникой и средствами автоматизированного проектирования, легко справятся с созданием таких моделей.

Научный сотрудник химфака МГУ Владимир Миняйлов заявил, что использование цифровых трехмерных моделей молекул и кристаллических структур значительно повышает степень усвоения материала учащимися и их интерес к предмету. Для создания таких моделей в МГУ применяются средства программы Cult3D и Viewpoint. Вообще-то эти программы предназначены для показа трехмерных моделей товаров в электронных магазинах с разных сторон, однако и для нужд химиков не нашлось ничего более подходящего.

В поиске эффективных способов использования трехмерных технологий важно разграничить моделирование и визуализацию. Например, в ряде случаев трехмерные модели достаточно отображать на обычных двухмерных экранах и, наоборот, обычные стереофильмы, снятые без применения трехмерного моделирования, требуют трехмерных экранов и специальных очков. Следует отметить, что стоимость приобретения и обслуживания систем трехмерной визуализации сопоставима со стоимостью мэйнфреймов. Например, стоимость указанной лаборатории МГЛУ превышает 1 млн долл.; пара используемых в ней проекторов Barco Galaxy NH-12 стоит порядка 160 тыс. долл., а лампы для таких проекторов - более 6 тыс. долларов за штуку.

 



26 мая 200925 мая 200922 мая 2009
21 мая 2009
20 мая 200919 мая 200914 мая 200913 мая 200912 мая 20098 мая 20097 мая 2009