IT-DailyРежим архива
 
 
 

Вернуться на все новости от 26 мая 2009 г.

Консолидация под стук колес

21 мая в рамках ежегодного "Технологического форума IBM" представители корпорации и ОАО "Российские железные дороги" объявили о начале реализации очередного этапа проекта консолидации информационных ресурсов РЖД.

Валерий Вишняков: Простое перемещение мэйнфреймов и серверов из вычислительных центров железных дорог в новые ЦОД не может решить проблему повышения эффективности использования вычислительных средств 21 мая в рамках ежегодного Технологического форума IBM представители корпорации и ОАО Российские железные дороги объявили о начале реализации очередного этапа проекта консолидации информационных ресурсов РЖД.

Внедрение ИТ-систем отечественными железнодорожниками началось более полувека назад. РЖД - крупнейший в нашей стране потребитель мэйнфреймов IBM, сменивших в свое время отечественные вычислительные системы серии EC ЭВМ. ИТ-инфраструктура Министерства путей сообщения Российской Федерации (теперь - ОАО РЖД) традиционно следовала оргструктуре железных дорог страны. В ее состав до недавнего времени входили 17 региональных информационно–вычислительных центров, а также главный центр, расположенный в Москве.

О планах консолидации информационных ресурсов и намерении сократить число вычислительных центров говорилось довольно давно. В 2006 году принято решение о создании на базе главного и региональных вычислительных центров единой вертикально интегрированной структуры информационного обеспечения эксплуатационной деятельности РЖД. Около двух лет назад совместно с компаниями IBM и Техносерв А/С началось проектирование консолидированных центров обработки данных. Такие ЦОД располагаются в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В каждом из них установлены вычислительные комплексы на базе мэйнфреймов IBM System z10 и серверов семейства IBM Power старшего и среднего уровня с процессорами Power6, работающих под управлением операционных систем IBM и поддерживающих СУБД IBM DB2.

Для повышения надежности и эффективности организации вычислительных процессов в новых центрах используется технология кластеризации мэйнфреймов Parallel Sysplex. Чтобы избежать критических ситуаций (пожары, террористические угрозы, аварии на электрических подстанциях), которые способны нарушить работоспособность компьютерных систем, вычислительные комплексы новых ЦОД развернуты в зданиях, находящихся на расстоянии до 30 км друг от друга. Асинхронная репликация данных между ЦОД, расположенными в различных городах, позволяет восстанавливать единый вычислительный процесс в случае выхода из строя одного из этих центров, а также предоставляет возможность распределить нагрузку между ЦОД, сохранившими работоспособность.

Простое перемещение мэйнфреймов и серверов из вычислительных центров железных дорог в новые ЦОД не может решить проблему повышения эффективности использования вычислительных средств, снижения энергопотребления и уменьшения площадей. Необходима консолидация прикладных задач, осуществляющих информационную поддержку деятельности российских железных дорог, - подчеркнул генеральный директор главного вычислительного центра РЖД Валерий Вишняков. - Мы начали консолидацию приложений с комплекса автоматизации управления трудовыми ресурсами, созданного на базе решений SAP, поскольку его перевод на новую ИТ-инфраструктуру связан с наименьшими издержками.

Консолидированная версия этого комплекса поддерживается теперь серверами семейства IBM Power, расположенными в ЦОД Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, а автоматизированная система продажи билетов Экспресс-3, которая обслуживает более 8,5 тыс. касс на всей территории страны, - мэйнфреймами z10 в ЦОД Москвы и Санкт-Петербурга.

В рамках объявленного этапа проекта осуществляется миграция прикладных задач управления грузовыми перевозками, которая должна быть завершена в 2010 году. В дальнейших планах – консолидация комплекса автоматизации управления финансовыми активами РЖД.

Двумя китами консолидации являются, по словам Вишнякова, собственная коммуникационная инфраструктура, протяженность волоконно-оптических каналов которой превышает 50 тыс. км, а также наличие вычислительных средств, обладающих высокой надежностью и практически неограниченной производительностью.

Региональные вычислительные центры, высокопроизводительные компьютерные системы которых переведены в новые ЦОД, не прекращают своего существования и обеспечивают решение задач дорожного и линейного уровня. Однако в течение ближайших трех лет их количество может уменьшиться.

Ожидается, что консолидация ресурсов повысит показатель надежности ИТ-инфраструктуры с 99,5 до 99,99%, что существенно снизит эксплуатационные расходы и будущие инвестиции в ИТ. Завершение проекта и достижение запланированных экономических показателей намечены на 2012 год. Сложившаяся в результате кризиса ситуация может внести коррективы в эти планы. Так, например, при формировании бюджета РЖД на текущий год учитывалось 19-процентное снижение объема перевозок. Но, как полагают в этой компании, экономические сложности не остановят процессы ее технологического развития.

 



29 мая 200928 мая 200927 мая 2009
26 мая 2009
25 мая 200922 мая 200921 мая 200920 мая 200919 мая 200914 мая 200913 мая 2009