IT-DailyРежим архива
 
 
 

Вернуться на все новости от 8 октября 2009 г.

Улица без правил

Прогресс информационных технологий в нашей стране существенно опережает процесс их стандартизации. Например, электронный документооборот, по словам Сергея Афанасьева, исполнительного директора Гильдии управляющих документацией, напоминает улицу с интенсивным движением, участники которого не знают правил.

Сергей Афанасьев: Без стандартизации не может быть речи о взаимодействии систем электронного документооборота Прогресс информационных технологий в нашей стране существенно опережает процесс их стандартизации. Например, электронный документооборот, по словам Сергея Афанасьева, исполнительного директора Гильдии управляющих документацией, напоминает улицу с интенсивным движением, участники которого не знают правил. Афанасьев давно работает в области систем управления электронными документами: в 1986 году он устанавливал одну из первых в нашей стране таких систем - в аппарате ЦК КПСС. Computerworld публикует сокращенную версию беседы с экспертом о проблемах стандартизации и сертификации систем документооборота, о пользе общих правил и практических шагах в этом направлении (видеоверсию беседы см. http://tv.osp.ru/videos/interv_afanasiev.html]).

Как отсутствие стандартов для систем управления электронными документами сказывается на эффективности управления«

Без стандартизации не может быть и речи о взаимодействии систем электронного документооборота. Вернее, оно возможно, но если есть стандарты, то его достичь значительно проще и средств понадобится меньше. Если не создавать стандартов, то путь будет очень длинный, дорогостоящий, и, скорее всего, тупиковый.

Стандарты должны регламентировать жизнь систем электронного документооборота. Но сегодня правовое регулирование в этой области, к сожалению, отстает от жизни. Уже более 25 лет существуют системы электронного документооборота, но правил их построения, взаимодействия, существования практически нет.

В нашей стране«

Именно так. В отличие от других стран, где сначала появлялись правила игры, а потом возникали правоотношения между субъектами в государстве. У нас же наоборот: сначала появились правоотношения, вовсю внедряются системы электронного документооборота, но правил игры никто не устанавливал.

Это имеет негативные последствия, и примеров можно привести много. Из многочисленных производителей программных продуктов можно по большому счету выделить лишь единицы тех, кто производит их качественно. Но в отсутствие четкой регламентации те второстепенные игроки, которые производят, может быть, не совсем качественную продукцию, но очень громко ее рекламируют, выступают, по сути дела, на том же уровне, что и ведущие игроки. В этой ситуации страдает в первую очередь пользователь, ведь он, по сути дела, дезинформирован. Он не может выбрать нормальный программный продукт, потому что сбит с толку теми, кто громче всех кричит. Такая ситуация совершенно непозволительна. Я думаю, создание правовых основ, стандартизация в области электронного документооборота не должны осложнить жизнь всех участников рынка - как пользователей, так и производителей. Это в первую очередь свидетельствует о стремлении жить по правилам цивилизованного мира.

К чему на практике приводит отсутствие правил«

В 2002 году Гильдия управляющих документацией поставила перед собой задачу создать стандарт взаимодействия систем электронного документооборота для органов исполнительной и законодательной власти. Стандарт был создан в 2004 году, и хотя с тех пор прошло много времени, к сожалению, не был востребован - государством не была поставлена задача организовать взаимодействие органов власти. Органы власти использовали электронную почту, обычную почту и фельдсвязь, и это всех устраивало. Представьте себе: аппарат правительства по старинке, как при царе Горохе, получает информацию на бумажках из министерств. Он не может четко контролировать действительное положение дел. Страдает статистика, как и прежде, мы можем нолик приписать, а можем и убрать...

Сейчас президент и его администрация ставят вопрос взаимодействия очень остро. Если бы тот стандарт не был создан, то и сейчас путь к взаимодействию систем электронного документооборота был бы очень далек. К концу года, мы уверены, появится национальный стандарт, который будет регламентировать взаимодействие систем электронного документооборота. Задача поставлена президентом, и, я думаю, к концу года мы получим результат, который станет ключом к процессу осуществления взаимодействия органов исполнительной власти.

В какой мере производители систем управления электронными документами заинтересованы в создании стандартов и правовой основы« Предпринимают ли они что-нибудь в этом направлении«

Совершенно парадоксальная ситуация: в стандартизации и сертификации, в общем-то, никто не заинтересован. И этому можно дать совершенно реальное объяснение. Первое: нужна ли сертификация и стандартизация производителям программных продуктов« Наверное, нет. Выступая недавно, я услышал совершенно четкое мнение аудитории, что стандартизация и сертификация ограничивают право производителей в продвижении своих программных продуктов. Здесь можно провести такую аналогию, возможно, немножко грубоватую: криминальный авторитет жалуется на то, что милиция стала работать лучше, а ей надо бы работать хуже, тогда ему проще будет решать свои дела. На мой взгляд, применительно к производителям программных продуктов стандартизация в первую очередь скажется на качестве товара: пользователи начнут оценивать его качество по тем характеристикам, которые будут обнародованы.

Нужно ли сейчас это пользователю« Наверное, тоже не очень, раз никто не спрашивает. Существующая система делопроизводства предприятия совершенно устраивает, поскольку она как-то вписывается в корпоративные рамки. И вместе с тем многие вещи отсутствуют или поставлены неправильно. Но тех рамок, требований, которые должны быть, не существует, поэтому каждая корпоративная система уникальна и достаточно вольно построена. Нужны ли предприятию какие-то новые рамки« Можно жить по старинке, можно работать в том болоте, в котором сейчас мы работаем, и нас это совершенно устраивает. На мой взгляд, если рамки все-таки появятся, от этого, безусловно, будет польза для пользователей. В первую очередь они четко определят структуру делопроизводства на предприятии. Они смогут дополнить его, смогут сократить, смогут усовершенствовать с учетом общих требований стандартов.

Далее, что можно четко сформулировать, что будет включаться в систему электронного документооборота« Зачастую многие не знают оттенков, нюансов. К примеру, сегодня Газпромбанк говорит о необходимости взаимодействия всех филиалов, а нынешняя система, которая установлена, не позволяет этого делать. Если бы этот вопрос возник на стадии формирования системы электронного документооборота, думаю, он был бы учтен, но из-за того что не было стандартов, не было общих требований, придется вместо одного дорогостоящего программного продукта устанавливать новый.

Нужно ли это государству« Полагаю, по нынешней ситуации, скорее всего, не нужно. В нынешнем году мы предложили Ростехрегулированию создать три стандарта: стандарт взаимодействия систем электронного документооборота, стандарт терминов и стандарт для систем электронного документооборота. С большим трудом мы получили разрешение на один стандарт -- стандарт взаимодействия, и то только потому, что он уже, по сути дела, готов и требуется только его утверждение. Два других стандарта, которые нужны, подготовлены не будут, поскольку у государства нет денег.

Нынешняя ситуация показывает общую картину в стране: живем как живем. Но правовая сторона нашей жизни все-таки берет верх, и я абсолютно уверен, что в ближайшее время государство будет заинтересовано в переменах. Скорее всего, и производители программных продуктов будут заинтересованы в стандартах - лучшие должны быть лучшими, а все участники рынка должны действительно занять именно то место, которого они заслуживают. И пользователи должны получать качественные программные продукты. Изменение сознания, отношений, безусловно, должно прийти.

Возможности автоматического копирования и быстрой передачи информации позволяют реализовать в системах управления электронными документами механизмы противодействия коррупции. Могли бы вы привести примеры таких механизмов«

Что, собственно, может сделать коррупционер, если имеет возможность повлиять на какой-то документ« Он может его изъять, он может его исправить, перепечатать. С бумажным документом это сделать легко. Автоматизированная система делопроизводства контролирует каждый шаг работы с документом. Бесконтрольно изменить, поправить, уничтожить документ нельзя. Любые действия будут автоматически контролироваться. Во всем мире таких законов много, многие страны их принимали, - технологии напрямую могут изменить положение дел в лучшую сторону. Не то чтобы привести к ликвидации коррупции - это практически невозможно, - но по крайней мере к резкому ее сокращению в стране.

 



13 октября 200912 октября 20099 октября 2009
8 октября 2009
7 октября 20096 октября 20095 октября 20092 октября 20091 октября 200930 сентября 200929 сентября 2009