![]() |
![]()
О зрелости и мастерствеНа ИТ сегодня смотрят либо как на бремя для бизнеса, которое следует лишь сокращать, либо как на его инструмент, позволяющий искать новые идеи для получения прибыли. Лейтмотивом прошедшей в конце октября конференции "Управление бизнес-процессами на предприятии", собравшей представителей бизнес- и ИТ-подразделений отечественных предприятий из ключевых секторов экономики, был второй аспект. ![]()
Как отметил Павел Иванов, директор агентства OSP-Con, открывая четвертую конференцию Управление бизнес-процессами на предприятии: тенденции, архитектуры и прикладные системы, проводимую OSP-Con совместно с журналом Открытые системы, у нишевых игроков обычно более совершенная архитектура продуктов, однако именно решения крупных производителей применяют сегодня более половины компаний, внедряющих у себя BPM. Например, SAP совсем недавно вышла на рынок BPM, однако по результатам опросов именно продукты этой компании, а также решения от IBM и TIBCO установлены более чем у половины пользователей. Компания IBM тоже до сих пор не афишировала свое присутствие на рынке BMP, хотя и является его старожилом, в том числе благодаря приобретениям FileNet и ILOG. Однако, по мнению Иванова, ни у кого из поставщиков нет полного комплекса решений, необходимых пользователям. Вместе с тем нынешняя экономическая ситуация подталкивает рынок BPM к консолидации: если раньше предприятие по делу или просто из интереса могло одновременно вести несколько разных BPM-проектов, то теперь их число сократилось до одного-двух. Нетрудно догадаться, что в большинстве случаев речь идет о продуктах крупных игроков, предлагающих широкий спектр ИТ-решений. Как выглядит BPM-решение от IBM, рассказал Эдуард Долгалев, руководитель направления ПО IBM WebSphere, IBM Россия и страны СНГ, считающий, что инструменты данного класса должны быть сродни автомобилю - сел и поехал, независимо от мастерства водителя. Но с появлением дополнительных бизнес-целей и задач, то есть когда нужно не просто ехать, а, например, достигнуть пункта назначения за минимальное время, возникает необходимость в тюнинге, консалтинге или обучении водителя. По словам Долгалева, IBM в октябре не только выпустила очередную версию набора WebSphere BPM, но и предложила рынку свой подход к создании экосистемы BPM, составной частью которой является портал BPM BlueWorks, предоставляющий бизнес-пользователям информацию о методиках и технологиях BPM в свете идей облачных вычислений и с увязкой со стратегическим инструментарием. Опираясь на опыт участников портала со всего мира, приняв во внимание лучшие решений, выявив информативные показатели эффективности и начав с готовых шаблонов (позволяющих, по утверждению Долгалева, на 30% сократить время развертывания BPM-решения) для разных отраслей, бизнес-аналитик, может построить на портале бизнес-модель своего предприятия, обсудить ее с представителями смежных отраслей и сформировать собственную архитектуру управления процессами. С помощью Business Modeler и Business Compass -- инструментов разработки, тестирования и интеграции сложных бизнес-процессов, а также преобразования пожеланий владельцев и акционеров предприятия в работающие бизнес-модели представитель бизнеса может построить мостик к ИТ. Возможности детализации и динамического изменения бизнес-процессов, а также комплект готовых адаптеров для интеграции с уже работающими на предприятии ИТ-решениями отличают подход IBM к BPM. Сегодня у компании почти 5 тыс. клиентов во всем мире и в том числе ряд проектов в России. Участников конференции волновал вопрос о возможности предоставления BPM-решений в виде сервисов, а также о потенциале продуктов категории Open Source на этом рынке. Как отметил Андрей Сооляттэ, директор компании Финэксперт.ру, для успеха бизнеса часто важно не богатство функциональности продукта, а сценарий его использования. Действительно, при оптимальной стратегии и высокой квалификации персонала даже топором можно творить архитектурные чудеса. Это мнение поддержал и Иванов, отметивший, что продукты BPM сегодня предоставляются по модели SaaS и есть поставщики, предлагающие свои продукты условно-бесплатно. Однако если не навести порядок в бизнес-процессах, то сами по себе инструменты эффекта не принесут. В общем случае внедрение BPM эффективно для компаний, которые находятся на уровне зрелости не ниже третьего по модели CMM (всего пять уровней - на первом, незрелом, бизнес-процессы зависят только от конкретных исполнителей, а решения обычно принимаются спонтанно), а пока большинство отечественных предприятий находятся на уровне не выше второго. Примечательно, что даже в период экономического спада финансирование BPM-проектов в компаниях по всему миру, по наблюдениям аналитиков Gartner, не прекратилось, а низкие темпы внедрения таких решений и экономия на ИТ в отечественных компаниях, по-мнению участников конференции, объясняется низким уровнем зрелости предприятий. Другой вывод, прозвучавший на конференции, -- выход на рынок BPM-решений серьезных ИТ-игроков свидетельствует о его взрослении, завершении периода предварительного знакомства с технологией, анализа первого опыта и начале этапа широкого проникновения идей BPM в массы.
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() 9 ноября 20096 ноября 20095 ноября 2009 3 ноября 2009 2 ноября 200930 октября 200929 октября 200928 октября 200927 октября 200926 октября 200923 октября 2009
![]() ![]() |