IT-DailyРежим архива
 
 
 

Вернуться на все новости от 25 декабря 2009 г.

Год за два

За год рынок мобильного ПО может измениться до неузнаваемости. Потому организаторы Mobile Software Forum изначально предпочли полугодовую периодичность вместо традиционного для большинства конференций ежегодного формата. И даже мировой кризис не повлиял на частоту проведения этого форума.

Феликс Мучник: Мобильный Интернет предоставляет возможность продавать программное обеспечение и цифровые услуги в любой точке мира, где есть беспроводной доступ в Глобальную сеть За год рынок мобильного ПО может измениться до неузнаваемости. Потому организаторы Mobile Software Forum изначально предпочли полугодовую периодичность вместо традиционного для большинства конференций ежегодного формата. И даже мировой кризис не повлиял на частоту проведения этого форума.

Mobile Software Forum впервые состоялся в тревожные для экономики времена – в декабре 2008 года, а через год его участники собрались уже в третий раз. Очередной форум, как и два предыдущих, прошел в Санкт-Петербурге. Однако в следующем году организаторы, ассоциация Руссфот и петербургская компания Admin решили переехать в более теплые места. В июле 2010 года участники форума будут обсуждать развитие мобильного ПО в Одессе.

Их совокупные затраты, как и бюджет форума, скорее всего, возрастут. Идти на это позволяет положительная динамика доходов разработчиков ПО для мобильных устройств и оптимистичные прогнозы относительно их выручки в следующем году.

Плюс 60% ежегодно

По данным компании Softkey, отечественный рынок мобильного программного обеспечения увеличится в 2009 году на 56%, с 16 млн долл. до 25 млн долл. Подобные темпы роста сохранятся в следующем году: рынок вырастет до 40 млн долл. И это только начало, поскольку он находится в стадии своего формирования.

По данным J’son & Partners, в России мобильным Интернетом пользуется около 62,9 млн абонентов сетей сотовой связи, или 30% их общего количества, - сообщил генеральный директор Softkey Феликс Мучник. (J&P, скорее всего, считает тех абонентов, у которых в наличии устройства, позволяющие пользоваться мобильным Интернетом; при этом исследователи определяют их общее количество по активным SIM-картам. - Д. Ж.)

На самом деле значительная часть владельцев современных аппаратов по различным причинам не использует возможность выхода в Глобальную сеть. Прежде всего, не везде в России имеются услуги подключения к мобильному Интернету, удовлетворяющие абонентов по скорости передачи данных и стоимости.

Таким образом, данные J&P свидетельствуют об огромном потенциале развития в России как мобильного доступа в Сеть, так и рынка мобильного ПО. Число владельцев смартфонов и других мобильных Интернет-устройств еще может значительно вырасти, а среди них – доля пользователей мобильного Интернета.

Сейчас мобильный Интернет предоставляет возможность продавать программное обеспечение и цифровые услуги в любой точке мира, где есть беспроводной доступ в Глобальную сеть, - утверждает Мучник. Существуют различные каналы продажи софта для мобильных устройств. Его можно приобрести на порталах компаний - разработчиков ПО и платформ, производителей аппаратов, дистрибьюторов программного обеспечения и в обычных магазинах.

Мучник представил на форуме два таких канала, которые намерена активно развивать его компания. Он объявил о том, что компания Softkey первой среди российских дистрибьюторов программного обеспечения разработала и запустила WAP-портал, позволяющий совершать покупки с мобильных устройств. Кроме того, он рассказал об успешном старте проекта продажи софта в фирменных салонах связи. Этот проект Softkey реализует совместно компанией Nokia.

С июля по декабрь продажи мобильного ПО через фирменные магазины Nokia увеличились в семь раз, хотя в продаже пока только 20 программных продуктов. Ассортимент будет намного больше, - надеется Мучник. Его ожидания вполне оправданны, поскольку над расширением предложения мобильного ПО активно работают вендоры.

Nokia наступает

Спонсорами очередного форума выступили Microsoft, Nokia (в лице ForumNokia) и Intel. Представители этих компаний рассказали о своих программах, инициативах и инструментах, ориентированных на разработчиков мобильного ПО.

Представители Intel познакомили участников с программой Intel Atom Developer, созданной с целью облегчения процесса разработки мобильных приложений.

Компания Microsoft представила три своих разработки - платформу приложений Microsoft OneApp, операционную систему Mobile 6.5 и UI Framework (библиотеку для разработки современного пользовательского интерфейса для Windows Mobile). В то же время доля приложений под Windows Mobile в последние три года сокращается. Согласно исследованию Softkey, еще в 2007 году она составляла 64%, но в 2009 году снизилась до 16%.

Лидирует же со значительным отрывом компания Nokia. По количеству докладов Nokia также была на прошедшем форуме в лидерах. Особое внимание представители вендора и его партнера, финской компании Digia, уделили Qt - кроссплатформенному инструментарию разработки ПО на языке программирования C++. Данный инструментарий разработан норвежской компанией Qt Software, которую в начале 2008 года приобрела Nokia. По мнению менеджеров Nokia, он еще не очень широко распространен среди российских разработчиков и требует активного продвижения.

Судя по прогнозам Softkey, компания Nokia сохранит уверенное лидерство на российском рынке, но ее доля, скорее всего, сократится. Ожидается, что в 2010 году в России заявят о себе BlackBerry и Android. Доля каждой из этих операционных систем увеличится фактически с нуля до 8%. BlackBerry и Android отнимут по несколько процентов у Nokia, iPhone и Windows.

Экспорт и локализация

Продвигая свои инструментарии и собственные онлайновые торговые площадки, вендоры стимулируют не только разработку мобильного ПО для российского рынка, но и его экспорт. Софтверные компании России уже зарабатывают в разы больше от реализации своих решений для мобильных устройств за рубежом, чем на продажах собственного ПО на внутреннем рынке.

В сфере разработки мобильного ПО появились такие крупные компании, как Spb Software и Paragon. Каждая из них получает от экспорта не менее 10-20 млн долл. Если учитывать продажи множества меньших по размеру компаний и независимых разработчиков, то российский экспорт мобильного ПО составляет примерно 100-200 млн долл., - отмечает президент Руссофта Валентин Макаров.

В то же время некоторые приложения могут создавать только местные компании. Одно из перспективных направлений подсказала разработчикам во время форума Миммис Олсон, региональный менеджер по маркетингу американской компании Navteq, занимающейся выпуском цифровых карт и сбором других данных для геоинформационных систем.

Если для автомобилистов создано уже достаточно много приложений, предназначенных для правильной ориентации на местности, - полагает Олсон, - то для пешеходов соответствующего программного обеспечения почти нет. Тем не менее потребность в таких решениях имеется, и удовлетворить ее могут только местные разработчики.

Перспективных направлений в сфере мобильного ПО много, и даже студенты уже пробуют их развивать. Андрей Терехов, заведующий кафедрой системного программирования математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, в своей презентации представил участникам форума внушительный список дипломных и курсовых работ, над которыми работают студенты его кафедры. Значительная доля этих работ связана с разработкой мобильного программного обеспечения.

 



13 января 201012 января 201011 января 2010
25 декабря 2009
24 декабря 200923 декабря 200922 декабря 200921 декабря 200918 декабря 200917 декабря 200916 декабря 2009