IT-DailyРежим архива
 
 
 

Вернуться на все новости от 13 января 2010 г.

Что вычисления в облаке могут сделать для высшего образования

Мне посчастливилось выступить с заключительной речью на ежегодном симпозиуме исследовательской группы EDUCAUSE Research Group. EDUCAUSE (аббревиатура от EDUCAUSE Center for Applied Research) - это организация пользователей из сферы высшего образования, так или иначе связанных с ИТ, и занимается она перспективным анализом актуальных вопросов, касающихся высшего образования.

Бернард Голден – директор консалтинговой фирмы HyperStratus, которая специализируется на виртуализации, вычислениях в облаке и сопутствующих вопросах. Автор Virtualization for Dummies (Виртуализация для чайников), сверхпопулярной сегодня книги по вопросам виртуализации. Мне посчастливилось выступить с заключительной речью на ежегодном симпозиуме исследовательской группы EDUCAUSE Research Group. EDUCAUSE (аббревиатура от EDUCAUSE Center for Applied Research) – это организация пользователей из сферы высшего образования, так или иначе связанных с ИТ, и занимается она перспективным анализом актуальных вопросов, касающихся высшего образования. На своем ежегодном симпозиуме члены организации обсуждают, как помочь учебным заведениям реагировать на меняющиеся условия и новые технологические разработки.

Симпозиум начался с презентации, подготовленной Майклом Хорном, исполнительным директором Innosight Institute -- компании, связанной с именем Клейтона Кристенсена, автора книги Дилемма инноватора, в которой рассматривались негативные тенденции в сфере высшего образования. По существу, как сказал Хорн, происходит дезинтеграция традиционного высшего образования из-за стремления учебных заведений предоставить большей части своих клиентов неоправданно широкий спектр услуг. (Этот вопрос занимает важное место в работе Кристенсена.) В результате предложения оказываются либо слишком дорогими, либо чрезмерно сложными и не подходят для большинства потенциальных потребителей. Пожалуй, нет человека, который не испытал бы раздражения, купив электронное бытовое устройство, обладающее чуть ли не безграничными возможностями и настолько сложное в управлении, что его трудно приспособить даже для самых простых задач. Иллюстрацией может служить резкий рост в последнее время популярности продуктов типа Flip Video, доказывающий, что традиционные камкодеры имеют избыточную функциональность.

В вузах, по словам Хорна, все чаще предлагается неоправданно широкий спектр возможностей, многие из которых не нужны большинству обучающихся в них студентов. Это, например, хорошо оборудованные спортзалы, дорогостоящие спортивные программы и т. д. Появление многих из этих дополнений было вызвано понятной необходимостью отвечать на действия конкурентов: если одна небольшая богатая школа искусств построила замечательный спортзал, другие начинают ощущать необходимость сделать то же самое.

В целом затраты на высшее образование серьезно растут, причем значительно более высокими темпами, чем уровень инфляции. Колледжи и университеты, ставшие заложниками своего рода гонки вооружений, инвестируют огромные суммы в то, чтобы сделать свои кампусы и другие инфраструктурные объекты интересными для студентов. В итоге стоимость обучения с учетом инфляции стала высокой как никогда.

И теперь все больше студентов вынуждены выбирать государственные университеты, или проходить программу первых двух курсов в государственных колледжах, поскольку стоимость обучения здесь значительно ниже. По существу, студенты выбирают более удобные, недорогие и доступные учебные заведения. Выражаясь языком Кристенсена, избыточные предложения являются разрушительными и приводят к появлению чрезмерно опекаемых потребителей.

Хорн отметил, что подобная негативная тенденция коснулась и Harvard Business School, где он получил степень MBA. Обучение здесь стало настолько дорогим, что выпускники вынуждены бороться за высокооплачиваемые должности в инвестиционных банках или подобных учреждениях либо за высокие посты в консалтинговых фирмах. Многим студентам в конечном итоге ничего не остается, кроме как предпочесть менее престижные школы, соответствующие более низким начальным зарплатам выпускников. Другими словами, стоимость обучения в Harvard Business School, превышает финансовые возможности большей части ее потенциальных студентов.

В результате серьезно страдают многие вузы и существенно сокращаются их бюджеты. Многие участники симпозиума отмечали, что группы ИТ, в которых они работают, пострадали особенно сильно, поскольку персонал сокращают, а имеющиеся вакансии невозможно заполнить. В этом есть своя логика: в колледжах и университетах не любят сокращать услуги, напрямую связанные с преподавателями и студентами, поэтому отделы ИТ страдают в первую очередь.

Складывается парадоксальная ситуация, учитывая, что высшее образование развивается за счет использования цифровых возможностей и требует применения ИТ больше, чем когда-либо раньше. Вот пример: в одном из университетов потребовали от своих преподавателей и студентов готовить презентации, используя программное обеспечение, позволяющее делать снимки с экрана. В итоге за год накопилось около 20 Тбайт таких презентаций. Так что каждый может представить, с какими огромными трудностями сталкиваются ИТ-отделы, вынужденные делать больше меньшими средствами.

Приглашая меня на конференцию, организаторы попросили рассказать о вычислениях в облаке и возможностях их использования в высших учебных заведениях. По-видимому, предполагалось, что я буду призывать все и навсегда переносить в облако. Но я начал с разговора о том, с какими трудностями сталкиваются ИТ в сфере высшего образования. Есть определенные базовые функции, которые требуют участия ИТ, например исследования в таких ориентированных на информационные технологии областях, как медицина; без ИТ нельзя обойтись в таких сферах, как инженерия и наука. Очевидно, здесь можно использовать вычисления в облаке, но сделать это невозможно без серьезного участия специалистов по ИТ. С другой стороны, есть сферы, не критичные для учебных заведений. Кое-кто может увидеть в этом повторение формулировки Джеффри Мура (автора ставшей классической книги «Преодоление пропасти»), провозгласившего принцип основы против контекста. В данном случае основа представляет собой критически важные ИТ-приложения, от которых зависит, сможет ли компания выделится на фоне конкурентов и добиться успеха, а контекст – это те приложения ИТ, которые ей нужны, но не позволяют выделиться на рынке.

Главный тезис моего выступления сводился к тому, что в трудные времена ИТ-организации больше не могут и не должны пытаться угодить всем и во всем - поддерживать передовые исследования в области изображений, предоставлять услуги размещения специальных приложений и быть поставщиками общих приложений для студентов и преподавателей (например, электронной почты и календаря). ИТ-службы в вузах должны проводить отбор приложений, сосредоточиваясь на тех, что в большей степени достойны инвестиций, и отдавать не очень ценное программное обеспечение туда, где это обойдется дешевле. Не удивительно, что я называю вычисления в облаке прекрасным местом для того, чтобы перенести туда не очень ценные программные приложения. ИТ-организации больше не могут позволить себе роскошь быть универсальными. Не нужно предлагать всем далеко не обязательные приложения, ограниченные ресурсы должны быть направлены на самые необходимые сферы использования компьютерных систем.

Такое утверждение может показаться несколько наивным или не способствующим удовлетворению требований важных клиентов. Однако именно в трудные времена лучше всего менять приоритеты и перераспределять ресурсы. Каждый должен понять, как с максимальной отдачей использовать ограниченные ресурсы.

 



19 января 201015 января 201014 января 2010
13 января 2010
12 января 201011 января 201025 декабря 200924 декабря 200923 декабря 200922 декабря 200921 декабря 2009